Деменция (слабоумие). Причины, симптомы и признаки, профилактика и лечение Деменция (слабоумие)

Название патологии: Деменция (слабоумие)

Деменция (слабоумие) — стойкий дефект или прогрессирующий распад интеллекта. Возникает вследствие органического повреждения головного мозга воспалительного, травматического, токсического и другого генеза. Различают деменцию резидуально-органическую и прогрессирующую.

Деменция резидуально-органического генеза развивается при менингоэнцефалите, энцефалите различной этиологии, тяжелой черепно-мозговой травме, медикаментозных и других отравлениях ЦНС.

Деменция прогрессирующая рассматривается как самостоятельное болезнь (Деменция сенильная Альцгеймера, Деменция Геллера) или же она входит в структуру прогредиентных наследственно-дегенеративных и демиелинизирующих заболеваний ЦНС (нейролипидозы, лейкодистрофия, лейкоэнцефалит, рассеянный склероз, хорея Гентингтона и др.), сосудистых поражений головного мозга. В клинической практике синдром Деменции классифицируют по названию болезненной формы, которая привела к данным проявлениям слабоумия. Выделяют также Деменцию лакунарную, подчеркивая очаговость процесса в головном мозге и возникающее при всем этом выпадение памяти, которые обусловливают низкий уровень интеллекта, к примеру при сосудистом, травматическом поражении головного мозга.. При этом сберегается хотя и неполная критическая оценка своего состояния больным.

Симптомы, признаки деменции (слабоумия)

Характерной особостью Деменции является ее развитие в последствии периода нормального функционирования головного мозга. Общими признаками Деменции являются более или меньше выраженные мозаичность психических нарушений, неравномерность снижения отдельных познавательных функций с вероятностью относительной сохранности одной или нескольких из них, присутствие определенного запаса сведений, представлений и словарного запаса, свидетельствующее о периоде ненарушенных познавательных функций, несоответствие между имеющимся запасом знаний и низкими вероятностями их реализации, также между глубиной личностных расстройств (выраженное снижение критики, утрата высших эмоций, резкая слабость побуждений) и интеллектуальной недостаточностью.

Важным признаком деменции следует также считать значительные нарушения предпосылок интеллекта: памяти, внимания, психической активности, целенаправленности психической деятельности, которые не не часто преобладают над расстройствами понимания и осмысления.

У малышей раннего возраста на первый план выступают утрата или ослабление ранее приобретенных навыков (моторных, опрятности, самообслуживания), также нарушения речи — от ослабления экспрессивной речи с обеднением запаса слов до полной ее утраты (моторная и сенсомоторная афазия).

Часто снижается уровень побуждений к деятельности, которая не не часто становится нецеленаправленной, превалирует бесцельное моторное возбуждение. Не не часто ослаблена дифференцированность эмоций, утрачено чувство привязанности к близким, ребенок становится равнодушным.

У малышей школьного возраста снижается умственная работоспособность, нарушается осмысление, наблюдается отчетливая недостаточность функции обобщения. При деменции резко выражена недостаточность сосредоточения внимания, ослаблена память. Несмотря на относительную четкость критериев разграничения деменции и олигофрении как врожденного слабоумия трудности диагностики появляются в первые годы жизни. У малышей раннего возраста процессы нарушения развития познавательных функций традиционно преобладают над значением повреждения и распада предпосылок интеллекта, которые, как правило, еще недостаточно развиты, рудиментарны. Поэтому слабоумие, возникшее в первые годы жизни вследствие ранних органических поражений, шизофрении, эпилепсии, фенилкетонурии и других заболеваний, приобретает сходство с олигофренией.

Лечение деменции (слабоумия)

Лечение проводят дифференцированно в зависимости от этиологии и течения основного процесса. Для уменьшения степени и скорости развития деменеции целесообразен прием продуктов, улучшающих метаболизм мозговых нервных клеток, мозговой кровоток. При резидуально-органической деменции важное значение приобретают психолого-педагогические занятия.